К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Корейские поп-группы завоевывают всё большую популярность за рубежом, их клипы собирают сотни миллионов просмотров, на мировые туры съезжаются сотни тысяч фанатов со всего мира, а западные чарты не могут игнорировать успех азиатских артистов. Чем же обусловлено такое внимание к корейской поп-индустрии, не смотря на то, что исполнители поют на корейском языке, лишь иногда вставляя английские строчки? Мы расскажем о феномене кей-попа, чем он отличается и что делает его таким привлекательным для западных поклонников.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

K-pop (от англ. Korean pop «корейская поп-музыка») — музыкальная поп-индустрия, возникшая в Южной Корее и вобравшая в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки, современного ритм-н-блюза и ещё многих музыкальных стилей. Изначально появившись как жанр корейской популярной музыки, K-pop превратился в масштабную музыкальную индустрию, а также субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». Хотя сейчас представительство кей-попа такое разнообразное, что объяснение Rolling Stone кажется слишком обобщающим и поверхностным. K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и вокал, и рэп и делает особое ударение на действо, хореографию и мощные визуальные эффекты». Хотя в самой Корее под этим термином могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны под кей-попом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми айдолами (звёздами поп-индустрии), в миксе указанных выше жанров.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

K-pop — не только музыка. Жанр перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской культуре, моде и стилю. Благодаря интернету и общедоступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой для не англоязычного шоу-бизнеса. Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.

Музыкальные агентства

На данный момент выделяют три наиболее большие и успешные развлекательные k-pop компании: S.M. Entertainment, YG Entertainment, JYP Entertainment, так называемое The Big 3. Хотя в последнее время некоторые меньшие музыкально-продюсерские компании начали активно набирать ход, включая Big Hit Entertainment, CUBE Entertainment, Pledis Entertainment, Starship Entertainment, Stardom Entertainment и другие.

S.M. Entertainment

Агентство по поиску талантов, продюсерское и звукозаписывающее корейское музыкальное агентство, основанное в Южной Корее. Первоначально, аббревиатура «SM» обозначала инициалы имени основателя Ли СуМан, но сейчас это расшифровывается как «Звездный музей» (Star museum). К SM Family принадлежат такие популярнейшие группы, как BoA, TVXQ, Super Junior, Girls’ Generation, SHINee, f(x), EXO и Red Velvet, NCT U, NCT 127, NCT DREAM.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

По данным Financial Times, рыночная капитализация компании достигла ₩ 1380 млрд ($ 1,24 млрд долларов США). Janine Bower от MTV Iggy считает, что это будет мега-корпорации, в то время как Эван Рамстад от The Wall Street Journal называет его «K-поп электростанция».

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

YG Entertainment

Южнокорейская звукозаписывающая компания и агентство по поиску талантов. Компания была основана Ян ХёнСоком, бывшим участником поп-группы Seo Taiji & Boys. Аббревиатура «YG» в названии — инициалы прозвища (Yang Goon) Ян ХёнСока.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

В состав YG Family входят такие популярные группы, как ВIGBANG, WINNER, iKON, BLACKPINK, 2NE1, а также сольные исполнители PSY, участники ВIGBANG (G-Dragon, T.O.P, Тэян, Дэсон, Сынри), CL, Bobby, Табло и другие.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

JYP Entertainment

Южнокорейская звукозаписывающая компания и агентство по поиску талантов, основанная в 1997 году Пак ДжинЁном. Аббревиатура «JYP» в названии — инициалы Пак ДжинЁна (J.Y. Park).

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

В состав JYP Family входят такие популярные группы, как Wonder Girls, 2AM, 2PM, GOT7, DAY6, TWICE,а также сольные исполнителиSunmi, Suzy и другие.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Появление и развитие K-pop

K-pop прошёл путь от малоизвестного вне азиатского региона музыкального жанра до громадной по популярности во всём мире молодёжной культуры.

По мнению издания The New York Times, хотя попытки корейских групп проникнуть на западный рынок были довольно успешными и до огромного расширения социальный сетей, но в нынешний момент создание корейскими артистами своих официальных аккаунтов на таких ресурсах как Twitter, Insragram, Facebook и т.д., позволило ознакомить с кей-попом намного более широкую аудиторию и активнее популяризовать жанр.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

В последнее время особую популярность кей-поп исполнителям приносит YouTube, ведь именно на нём можно первыми увидеть новые музыкальные клипы айдолов. Настоящий бум с миллионами просмотров на многих кей-поп видео случился после феномена PSY и его хита «Gangnam Style», которое на данный момент насчитывает 3 миллиарда 130 миллионов просмотров.

 

Рост поклонников жанра отмечается во всём мире, и по мнению некоторых экспертов, кей-поп становится одной из важнейших частей экспорта Южной Кореи, влияя в том числе на популярность корейской культуры в мире.

Правила индустрии K-pop

Залогом успеха корейских айдолов становится тщательный поиск и отбор талантливых детей и подростков рекрутами из музыкальных развлекательных агентств. Приглашённые ребята становятся так называемыми «трейни» в агентствах, где их учат развивать таланты, подготавливают физически и морально к дебюту как айдолов, смотрят, как они себя проявляют, определяют их сильные стороны и выбирают роли в будущих группах.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

В период тренировок большинство трейни живут в общежитиях агентств, но далеко не все потом смогут дебютировать и стать айдолами — такой шанс выпадает только лучшим. Пре-дебютные тренировки могут длиться от пары месяцев до 6-8 лет.

В итоге дебютировавшие артисты могут похвастаться универсальностью талантов. Большинство айдолов умеют хорошо петь или читать рэп, танцевать сложную хореографию, привлекательно выглядят, умеют преподнести себя на сцене и на телевидении, имеют превосходную физическую подготовку для сложных шоу на концертах и в турах и т.д.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Популярность и мировое влияние K-pop

Не смотря на то, что главными заграничными потребителями кей-попа по прежнему остаются Япония и Китай, всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Мисси Эллиот, Канье Уэст, Jonas Brothers, DJ Стив Аоки, Marshmello и Diplo, многие другие хип-хоп исполнители.

 

Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс, Тэдди Райли, а также продюсером Грэмми Алишей Киз.

Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее, — признался Куинси Джонс в интервью корейскому журналу.

Наибольшую популярность на международной арене кей-попу принесли группы BIGBANG, EXO, BTS, сольные артисты PSY, G-Dragon (лидер BIGBANG) и CL.

BIGBANG

Музыкальная группа Южной Кореи и компании YG Entertainment, состоящая из пяти участников: G-Dragon (лидер, рэпер, вокалист, продюсер, автор песен и композитор), T.O.P (главный рэпер, композитор, автор и со-продюсер), Тэян (главный вокалист, главный танцор, автор и композитор), Дэсон (лид-вокалист, автор, композитор) и Сынри (вокалист, танцор, автор, композитор, макнэ/младший участник). Группа дебютировала в 2006 году.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Концертный тур Big Bang MADE (2015-2016) собрал 1,5 миллиона поклонников, став самым масштабным мировым туром, который смогли провести исполнители из Южной Кореи. В 2016 году Big Bang стали первыми исполнителями Кореи, которые смогли попасть в список «100 знаменитостей» американского Forbes (54 место), заработав 44 млн долларов за 2015 год по версии этого журнала. Исполнители расположились на 54 месте.

 

За 2016 год по данным Oricon Big Bang заработали $30 миллионов только за продажи дисков и синглов в Японии. Так же, за этот год, группа заработала в Китае $70,3 млн, возглавив список артистов по доходам за концерты на китайском рынке, обойдя даже китайских артистов.

EXO

Южнокорейско-китайский бойбенд, основанный в Сеуле в 2011 году компанией S.M. Entertainment. Коллектив дебютировал в 2012 году в составе 12 человек, поделённых в две саб-группы: Exo-K (Сухо, Бэкхён, Чанёль, D.O., Кай и Сехун) и Exo-M (Шюмин, Лэй, Чен и бывшие участники Крис, Лухан и Тао), выпускающих музыку на корейском и китайском языках. Сейчас в составе 9 участников.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Продажи первого студийного альбома XOXO составили более миллиона копий, что сделало группу самой продаваемой среди корейских групп и артистов за последние 12 лет. Последующие альбомы также имели успех, и EXO стали самыми влиятельными артистами по версии корейского Forbes в 2014 и 2015 годах. Их также называли «самым большим бойбендом в мире» различные издания, говоря, что «EXO в авангарде поп-доминирования с острой как нож хореографией, органично вписывающейся в песни, созданные талантливыми авторами и продюсерами и отточенные их личностями и талантами».

25 февраля 2018 выступили на закрытии Зимних Олимпийских игр в Пхенчхане.

BTS

Также известные как Bangtan Boys — корейская к-поп группа, сформированная 13 июня 2013 года лейблом Big Hit Entertainment. Как в корейском, так и в японском их название означает «пуленепробиваемые бойскауты», хотя для английского официальное значение названия «behind the scene».

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Группа дебютировала в составе 7 человек: Rap Monster (лидер, главный рэпер, автор песен), Джин (лид-вокалист, лицо группы), Суга (лид-рэпер, автор и продюсер песен), Джей-Хоп (рэпер, главный танцор, автор песен), Чимин (лид-вокалист, лид-танцор), Ви (вокалист, танцор, лицо группы) и Чангук (главный вокалист, лид-танцор, макнэ/младший участник).

PSY

Пак ЧэСан — южнокорейский исполнитель и автор песен, выступающий под псевдонимом PSY. Известен своими юмористическими видеоклипами и масштабными концертными выступлениями. Состоит в компании YG Entertainment.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

24 ноября 2012 года видео «Gangnam Style» стало на тот момент самым просматриваемым в истории YouTube. 21 декабря 2012 года впервые в истории YouTube и интернета количество просмотров одного видеоклипа превысило 1 миллиард и этим видео стал клип PSY «Gangnam Style». В том же году со своим хитом певец выступал в Нью-Йорке на Таймс-сквер перед миллионом зрителей.

G-Dragon

Квон ДжиЁн, более известен под сценическим псевдонимом «G-Dragon» — южнокорейский певец, рэпер, композитор, актёр, автор песен, продюсер, модель, дизайнер, лидер К-поп-группы Big Bang. Состоит в YG Entertainment.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

В 2017 году было объявлено о мировом туре G-Dragon’а под названием «ACT III, M.O.T.T.E». Тур стал одним из крупнейших туров проводимых корейскими исполнителями, и крупнейший для корейского сольного исполнителя. Начался тур 10 июня 2017 года, в Сеуле на стадионе Кубка Мира, собрав за одно шоу более 40 000 поклонников. Всего GD дал 36 шоу, а общее количество зрителей составило 654 000. До этого рекорд корейских соло исполнителей тоже принадлежал G-Dragon’у, который в 2012-2013 году во время тура «One of a Kind» собрал 570 000 зрителей.

G-Dragon считается иконой моды не только в Корее, но и в мировой фэшн индустрии. Он является представителем Chanel и часто участвует в брэндовых фотосессиях для обложек журналов. У него также есть собственный брэнд одежды PEACEMINUSONE.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

CL

Ли ЧeРин – южнокорейский автор-исполнитель и рэпер. Раннюю жизнь она провела в Японии и Франции. До присоединения к YG Entertainment она стажировалась в JYP Entertainment, и в 2009 году дебютировала как участница 2NE1. В данный момент работает над дебютным англоязычным альбомом.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

19 августа 2016 года был выпущен дебютный американский сингл «Lifted». Издание Time назвало её «будущим k-pop в Америке». С 29 октября по 14 ноября она отыграла 9 концертов в Северной Америке в рамках тура Hello Bi+ches Tour 2016.

25 февраля 2018 выступила на закрытии Зимних Олимпийских игр в Пхенчхане.

Достижения K-pop артистов на мировой арене:

  • Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100).
  • YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу «youtube.com/KPOP».
  • Нью-йоркский и Лос-Анджелесский фестиваль корейской поп-музыки собирают по 50000 посетителей каждый год и эта цифра только увеличивается.
  • Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time.
  • CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею.
  • Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes и получили награду «Лучший мировой артист» на премий MTV EMA 2011.
  • SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне, в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV.
  • Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Korea K-pop Hot 100, а в общем чарте Billboard Hot 100 оказывались PSY, CL, BTS и BIGBANG).
  • BTS выиграли в номинации «Лучший артист социальных сетей» на премии Billboard Music Awards, тем самым став первым корейским артистом в истории данной церемонии, получившим номинацию, посетившим премию и выигравшим её (до этого награду 6 лет подряд выигрывал Джастин Бибер).
  • В 2017 BTS посетили премию American Music Awards в Лос-Анджелесе, где состоялся их американский телевизионный дебют.
  • Песня EXO «Power» была включена в постоянный трек-лист музыкального фонтана Дубай рядом с небоскрёбом Бурдж-Халифа в центре Дубая.
  • EXO и CL были приглашёнными звёздами на церемонии закрытия Олимпийский игр 2018 в Пхёнчхане.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети, фан-миты и фан-сайны.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

 

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Фанаты каждого из айдолов или бэндов имеют своё название (например, поклонники BIGBANG называются VIP, EXO — EXO-L, BTS — ARMY, BLACKPINK — BLINK и т.д.). Они имеют свою символику, цвет и лайт-стик (это идею ввели BIGBANG и G-Dragon лично придумал название поклонникам группы и сделал дизайн лайтстика с золотой короной, затем эту идею подхватили другие айдолы). Из-за присвоенных цветов фанатам, на концерты многие зрители приходят с лайтстиками своей группы и зал превращается в цветной океан.

 

Обратная сторона K-pop
Управление и коррупция

Корейская поп-индустрия довольно часто подвергается критике. Тот факт, что крупные агентства стараются получить максимальную прибыль от молодых талантов, и контрактами жёстко связывают карьеру певцов с собой, BBC назвала «контрактным рабством». С исполнителями часто заключают эксклюзивные контракты на многие годы, что по ряду мнений, просто не выгодно музыкантам в финансовом плане. Ведущие компании в этом бизнесе часто критикуются за попытку максимально заработать на музыкантах и планированием чрезмерных рабочих графиков.

В июне 2009 года состоялся суд с участием SM Entertainment, которых обвиняли в злоупотреблении и создании слишком плотного истощающего рабочего графика члены TVXQ и Super Junior, в итоге чего суд вынес решение в пользу музыкантов. По этой же причине три участника ЕХО ушли из группы и расторгли контракты с компанией, как и некоторые участники других бэндов.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Компании также контролируют не только публичную жизнь своих артистов, но и личную. В некоторых компаниях до сих пор существует запрет на романтические отношения, а если его и нет номинально, то такие отношения стараются как можно тщательнее скрыть, чтобы избежать гнева фанатов (имидж многих айдолов построен на идолизировании, сексуализации и привлечении противоположного пола). Некоторые компании, наоборот, создают ложные скандалы и искусственные отношения двух артистов для PR или чтобы отвлечь от настоящего скандала, перекрыв его более безобидным и искусственно созданным.

Согласно изданию The Economist, коррупция процветает в корейском шоу-бизнесе, в 2011 году по обвинению в ней было арестовано 29 должностных лиц связанных с радио и телевидением, а теневой доход от манипуляции служебным положением равняется более 30 миллионов вон.

Давление общественности

Не смотря на развитую индустрию развлечений, корейское общество довольно консервативное, а пресса — беспощадна. От айдолов ожидают идеального поведения, соответствующего роли образца для подражания, по-этому любой промах вызывает настоящий скандал.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Негативную реакцию прессы и общественности могут вызвать даже такие вещи, которые в том же американском шоубизе никто бы и не заметил. Например, неосторожно сформулированное предложение, обычное курение, нецензурное слово или новость о том, что айдол с кем-то встречается.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Более весомые причины для скандала, вроде курения марихуаны, пьянства, каминг-аута, секс-скандалы или автомобильные аварии, могут разрушить всю карьеру, не давая возможности вернутся на сцену снова.

Творчество

Музыкально-продюсерские компании очень жестко контролируют творчество своих артистов, поэтому креативным амбициям и желаниям часто негде развернуться. Из-за этого многие айдолы уходят и начинают независимую карьеру.

Если отработанная концепция и стиль музыки приносят успех и деньги, то эксперименты в творчестве не всегда приветствуются. Многим артистам нельзя участвовать в коллаборациях с другими звездами или пробовать себя в других сферах. Хотя в последние годы ситуация с творческой свободой корейских исполнителей намного улучшилась.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

K-pop часто негативно оценивают с точки зрения излишней сексуализации артистов ради привлечения аудитории. Это отражается на внешности артистов, их нарядах и хореографии, делая акцент на этом больше, чем на творчестве. К тому же, нередки пластические операции для создания ещё более «идеальных» кумиров.

Одержимые поклонники

Основным моментом в критике кей-попа является озабоченность одержимостью некоторых поклонников, а также их неприемлемое поведение и склонность к вторжению в личную жизнь музыкантов. Для именования таких поклонников, в Корее используется термин «сасэн», в основном к нему относят девочек и молодых девушек, фанатичных по отношению к своим кумирам.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Известно, что некоторые поклонницы нанимают машины для тайной слежки за своими кумирами, ждут их возле мест жительства, проникают в дома и закулисье, ставят прослушку и видеокамеры, делают снимки жилья, взламывают почту и социальные сети, ставят GPS на машины и следят за передвижением, узнают информацию про семью звезды, оставляют не гигиеничные подарки и т.д.

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

Есть также так называемые сасэн-хейтеры, которые могут серьёзно навредить артистам. Они «сливают» личную информацию айдолов, угрожают их семьям и даже пытаются навредить им физически. Певцу Йон Юнхо из группы TVXQ в напиток налили суперклей, после чего ему пришлось оказывать медицинскую помощь.

Но даже большие толпы обычных фанатов часто ведут себя опасно, встречая звезд в аэропортах или приходя на фан-встречи. Нередки давки, попытки дотронутся до кумира, «тыканья» камер прямо в лица, бросания всевозможных предметов на сцену и в самих артистов. Компаниям артистов приходится нанимать целые команды секьюрити, чтобы оградить айдолов и избежать давки и падений (случало неоднократно).

 

10 самых популярных К-роp-клипов на YouTube

Только видео, загруженные правообладателем.
Последнее обновление: 26 марта 2017 14:00 по московскому времени


Лейбл
Исполнитель
Год
Название
Просмотры
(млн.)

1
YG Entertainment
PSY
2012
«Gangnam Style»
3127

2
YG Entertainment
PSY
2013
«Gentleman »
1156

3
YG Entertainment
PSY feat. Hyuna
2012
«Oppa Is Just My Style»
716

4
YG Entertainment
Big Bang
2012
«Fantastic Baby»
344

5
YG Entertainment
PSY
2015
«Daddy»
337

6
JYP Entertainment
TWICE
2016
«TT»
337

7
Big Hit Entertainment
BTS
2017
DNA
321

8
YG Entertainment
PSY
2014
«Hangover»
312

9
Big Hit Entertainment
BTS
2016
«Fire»
310

10
YG Entertainment
BlackPink
2016
«BOOMBAYAH»
296

__________________________________________
Топ-15 самых масштабных концертных туров K-pop

К-pop: почему корейская поп-музыка покоряет западный мир

  • 15. Super Junior (SM Entertainment) — Super Show 5 (2013-2014) — 28 шоу, больше 500 000 зрителей;
  • 14. Super Junior (SM Entertainment) — Super Show 6 (2014-2015) — 22 шоу, больше 540 000 зрителей;
  • 13. BTS (Big Hit Entertainment) — Wings Tour (2017) — 40 шоу, 550 000 зрителей;
  • 12. G-Dragon (YG Entertainment) — One of a kind (2013) — 27 шоу, 570 000 зрителей;
  • 11. TVXQ (SM Entertainment) — Tree Tohoshinki (2014) — 29 шоу, 600 000 зрителей;
  • 10. G-Dragon (YG Entertainment) — ACT III, M.O.T.T.E (2017) — 36 шоу, 654 000 зрителей;
  • 9. EXO (SM Entertainment) — EXO Planet 3 — The Exo’rdium (2016-2017) — 37 шоу, 664 000 зрителей;
  • 8. BIGBANG (YG Entertainment) — Japan Dome Tour X (2014-2015) — 15 шоу, 741 000 зрителей;
  • 7. EXO (SM Entertainment) — EXO Planet 2 — The Exo’luxion (2015-2016) — 44 шоу, 742 000 зрителей;
  • 6. TVXQ (SM Entertainment) — With Tohoshinki (2015) — 16 шоу, 750 000 зрителей;
  • 5. BIGBANG (YG Entertainment) — Japan Dome Tour (2013-2014) — 19 шоу, 771 000 зрителей;
  • 4. BIGBANG (YG Entertainment) — Alive (2012-2013) — 48 шоу, 800 000 зрителей;
  • 3. TVXQ (SM Entertainment) — Time Tohoshinki (2013) — 18 шоу, 850 000 зрителей;
  • 2. BIGBANG (YG Entertainment) — 0.TO.10 (2016-2017) — 24 шоу, 1 380 000 зрителей;
  • 1. BIGBANG (YG Entertainment) — MADE (2014-2015) — 66 шоу, 1 500 000 зрителей.

Источник: liza.ua

Короткий URL: https://nexusrus.com/?p=5805

Добавил: Дата: Апр 2 2018. Рубрика: Саморазвитие. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Женский журнал

Все права защищены.