Мода в искусстве: украинские 1990-е и право на платье

Рады представить спецпроект PinchukArtCentre и Marie Claire «Мода в искусстве», в рамках которого эксперты Исследовательской платформы арт-центра подготовят серию статей о взаимодействии искусства и моды, о вкладе художников в развитие fashion-индустрии и о месте одежды в произведениях искусства. Сегодня говорим о 90-х.

Мода в искусстве: украинские 1990-е и право на платье

Когда Кристиан Диор проронил фразу «Мои платья — эфемерные предметы архитектуры, предназначенные для того, чтобы прославлять пропорции женского тела», он имел в виду силуэт, речь совсем не шла о платьях панье, которые уже давно вышли из моды.

Его женщина ХХ века уже давно освободилась от громоздких корсетов, каркасов из ивовых прутьев, стальных полос или проволоки и много-многослойных юбок. Однако, в истории постсоветских стран есть как минимум одно «железное платье», которое подчеркивает не только фигуру девушки, но и ее характер.

Мода в искусстве: украинские 1990-е и право на платье

Это платье называется «Мадам Баттерфляй» и создала его Ирина Ластовкина в 1995 году специально для выставки «Рот Медузы». Это первая и последняя ее работа в поле современного искусства. В силу сложившихся обстоятельств художница занялась преподаванием и реставрированием работ, став самым востребованым профессионалом в этой области в Украине.

Чтобы создать платье из железных прутьев и сетки рабицы художница объездила все стройки Киева начала 1990-х. Если сейчас подобная инициатива может вызывать смешок и недоумение у прорабов и рабочих, то тогда слово «современное искусство» казалось чем-то инородным и космическим. Строители то и дело подшучивали над художницей, когда узнавали, что она собирает себе материалы для платья. Но одно дело собирать, а другое — варить.

Все эти грубые материалы нужно было обработать и собрать в один объект. Ластовкина объездила весь город (и давайте вспомним, что в 1990-е не было Uber), но все же ей удалось создать безумно красивое металлическое платье. И дело вовсе не в том, что тогда не было платьев, они конечно же были. Это своего рода волшебное платье для Золушки из 1990-х, которая мечтала попасть на бал, но попала в мир современного искусства.

В отличии от платья-панье, «железное платье» Ластовкиной лишь выглядело легким и воздушным. В него нельзя было нарядиться. Скульптура стояла среди экспозиционного зала, будто приглашала гостей его на себя примерять в своем воображении. Сама художница говорит, что ее «Мадам Баттерфляй» — это история о мечте, возможность создать для себя красивое платье, которого у тебя никогда не было.

Кроме того, это платье — еще и право на женственность и творческую индивидуальность в шальные 1990-е. С помощью грубых материалов и такой легкой формы она подняла еще одну важную проблему — показала место и роль женщины в 1990-е, сложности ее быта и карьерных возможностей.

Казалось бы, все только начиналось: новое время и обретенная свобода. Но в этом хаосе выживали лишь сильнейшие, нужно было быть грубее и тверже металла. Вот поэтому это платье можно назвать одним из важных проектов 1990-х, ведь оно говорит не только об индивидуальном опыте, но и воплощает все то сложное, одновременно грубое и хрупкое состояние общества начала независимости.

Мода в искусстве: украинские 1990-е и право на платье

Май 18 2020, 07:05 Мода в искусстве: украинские 1990-е и право на платье Siuzanna Al Maridi

Автор

Источник: liza.ua

Короткий URL: https://nexusrus.com/?p=129098

Добавил: Дата: Июн 23 2020. Рубрика: Красота. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Женский журнал

Все права защищены.